Рекомендации для родителей

от Заведующей МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад №1»

Дрюковой-Филатовой Е.Б.


Манипуляция. Нужна ли?

Что бы понимать как работает тот или иной механизм или система, нужно понимать как это устроено и какое влияние оказывает эта система при определенных воздействиях из вне. Соответственно, если мы понимаем как устроено, как работает, то с большой вероятностью сможем не допустить негативных изменений  исправить или скорректировать процесс.

Например рассмотрим манипуляцию. В основном манипуляция воспринимается как негативный инструмент, но так ли это? Возможно ли используя знания о разуме и подсознании, навыки манипуляции организовать деятельность ребенка, замотивировать его на что-то, выстроить доверительные, дружелюбные отношения, доставляющие вам и вашему ребенку удовольствие?  Я считаю, что можно.

Давайте разберемся с самого начала, что такое манипуляция, а манипуляция это стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной тактики. Конечно, манипуляция может использоваться в корыстных целях, что мы и наблюдаем в магазинах, крупных супермаркетах, торговых центрах и в воспитании тоже, но сегодня я отрицательную сторону не буду рассматривать, хочу показать с положительной стороны. Если вам эта тема понравится, вы можете изучить ее более детально, увидите как люди вокруг друг другом манипулируют, сможете не допустить негативные приемы манипуляции с вами и между вами и ребенком.

Задумывались ли вы когда-нибудь почему ребенок закатывает истерики, плачет, скандалит? В то время, когда вы разговариваете с другим человеком, ребенку срочно нужно пить, в туалет, что то спросить и т.д. Да, ребенок вами пытается манипулировать, он привлекает ваше внимание! И здесь необходимо найти золотую середину, с одной стороны ребенок не должен думать, что он не нужен, а с другой стороны он должен понимать, что у мамы есть еще и другие дела, то есть не избаловать вниманием. 

 Когда ребенок рождается, плач, это единственный способ привлечь к себе внимание, а если этот способ работает, то это будет применяться на практике постоянно и чем старше ребенок, тем сложнее ему расставаться с этим способом.  Ребенок «просто» не плачет, если в процессе воспитания учитывать  этот факт, то многих проблем и ошибок в дальнейшем можно избежать. Так же нужно помнить, чем вы активнее реагируете на плачь, крик и истерику, тем чаще и сильнее они будут. Это так сказать, основной способ, но чем старше становится ребенок, тем активнее он ищет и применяет на практике новые способы, подходящие именно ему.

Теперь мы знаем, что, почему и зачем делает ребенок и попытаемся разобраться как же нам себя вести. Одним из объектов манипуляции являются чувства. Мы должны рассказывать о своих чувствах ребенку, тогда он будет вас воспринимать ни как объект для получения его потребностей, а как живого человека, который может устать, может быть зол, расстроен, озабочен, испытывать радость и т.д. Изначально ребенок не знает название предметов, не различает цвета, не умеет выражать свои мысли. Научить его чувствовать, понимать чувства и эмоции, различать их, так же важно как научить разговаривать, считать, писать, это задача родителей. Пытаясь донести что-то ребенку, расскажите, что вы будете чувствовать если он поступит плохо, или что может произойти, если он так поступит. Дайте возможность выбрать, взять на себя ответственность, взвесить все «за» и «против».

Манипуляция считается безвредной, когда  уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительной. В зависимости от контекста и мотивации.

Изучив статьи о родительской манипуляции представленные в интернете, сделала вывод, что все рассуждают и рассматривают манипуляцию, как отрицательный момент. Прежде чем, что-то сказать ребенку вы хорошенько подумайте, чьи интересы вы преследуете больше? Свои или ребенка, не затронули ли вы его чувство страха, вины или стыда? есть способы которые нельзя применять ни в коем случае. Например говорить если ты что то не сделаешь я уйду, если ты не успокоишься, я уйду от тебя. Пугать ребенка, угрожать ребенку нельзя! Шантажировать нельзя! Такой метод манипуляции  в воспитании недопустим. 

Лучший способ – с самого раннего возраста начинать строить с ребенком партнерские «взрослые» отношения: не диктовать безапелляционно свою волю, а учить принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия, аргументированно отстаивать свою точку зрения и в то же время принимать и уважать чужую. Правда, для этого сначала придется самим научиться этому искусству.

Манипуляцию нужно знать. Знать методы и способы, не использовать бездумно и повсеместно, не нанести психологической травмы, а иметь в запасе как маленькую хитрость для мотивации вашего ребенка.



Самостоятельность. Детский труд.

Как растет ваш ребенок? Что вы ему позволяете? От чего ограждаете? Что делаете вместе? Почему я задаю эти вопросы, да потому, что ответы на них очень хорошо характеризуют ваше отношение к ребенку, процесс формирования навыков самообслуживания и самостоятельности ребенка. А если ребенок самостоятелен, то он способен сам добывать знания. Это очень важная способность в период роста и развития ребенка. Если знать основные периоды развития ребенка, то можно совершенно спокойно относиться к некоторым проявления возрастных особенностей. Например, все родители очень сетуют, на то что ребенок ломает игрушки, но редко кто задумывается, что это возрастные особенности. Что бы что-то собрать (пирамидку, конструктор, пазлы и пр.) ребенок много раз должен что-то сломать и разобрать, для того, чтобы в его голове сложилось понимание как это устроено и как это работает. Может он великий конструктор в будущем. Не задумывались об этом? Или ребенок раскидывает вещи из всех ящиков, комодов, из всех углов. А у ребенка формируется чувство порядка и беспорядка и то, на сколько правильно и своевременно оно будет сформировано, зависит отношение самого ребенка к структуре и порядку в будущем. Поэтому ваша задача складывать все обратно на свои места. Необходимо знать возрастные особенности и учитывать их обязательно, организовать пространство таким образом, чтобы ребенок полностью мог удовлетворять свои потребности. Если вы видите, что ребенок лезет в воду, организуйте ему игры с водой, если он стал все вокруг резать, дайте ему бумагу и ножницы, если он все ломает, отдайте то, что не жалко.

Еще одним важным элементом в воспитании является труд. Нет, я не говорю, что ребенок на ровне со взрослым должен копать картошку, поднимать что-то тяжелое. Труд должен быть посильным, обязательным. Когда у человека есть свои обязанности, то формируется чувство ответственности, организованность, самостоятельность. Например, ребенок вполне может поливать цветы, кормить кошку, рыбок и других домашних животных, одеться самостоятельно, включить чайник (в присутствии взрослых), намазать масло на хлеб и другое, на ваше усмотрение. Больше доверяйте ребенку, пусть первый раз он что-то разобьет, разрежет, обожжет, оденет неправильно. Пусть это будет что-то незначительное, но ребенок научится и приспособится, и в дальнейшем постарается не повторять неудачный опыт. Он будет стараться и со временем у него будет получаться все лучше. Если не делать что то, то научиться невозможно. В моей жизни было несколько примеров взрослых людей (20 лет) с совершенно не развитой самостоятельностью, не могли включить чайник, плитку, нарезать хлеб!!! Во всем спрашивали разрешения и ждали оценки своим действиям (хорошо или плохо.) Для родителей это неплохо, спокойно! Но, а для ребенка конечно, ничего хорошего.

Вменяя какие-то обязанности ребенку вы должны, конечно контролировать их выполнение. У ребенка со временем появится привычка и ответственность за то, что он делает, а на первых этапах он скорее всего будет забывать и всячески избегать их выполнение. Наберитесь терпения и старайтесь всегда добиваться выполнения своих просьб и поручений. Договаривайтесь и объясняйте ребенку почему для вас это важно.

Обращайте внимание на желания, потребности и вкусы ребенка. Учитывайте его мнение, принимайте его как личность, разговаривайте больше. Ребенок — это маленький человек, и давать ему нужно по его силам.

С уважением, заведующий Дрюкова-Филатова Екатерина Борисовна


https://www.instagram.com/ladushki_homutovo/