klubnyj_chas

Что же такое «Клубный час»

Актуальность:

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников.

Детская социализация (в педагогике) — это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших детей в школе и в дальнейшей жизни.

Я хочу рассказать о педагогической технологии социализации дошкольников — «Клубный час».

«Клубный час» –это технология, в основу которой положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.

Данную технологию социализации ребенка в ДОУ разработали сотрудники Института социологии РАН (Российской академии наук) (в частности, старший научный сотрудник Наталья Петровна Гришаева).

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Эта технология уже более 15 лет успешно применяется в садах. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. В нашем детском саду эта технология применяется уже 3 года.

Цель «Клубного часа» — создание условий для активного общения детей со сверстниками и взрослыми в условиях ДОУ.

Основные задачи «Клубного часа»:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
  • учить детей ориентироваться в пространстве
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
  • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты
  • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
  • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства
  • формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты
  • поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогами другими детьми разнообразными впечатлениями
  • помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции).

Участники клубного часа:

В клубном часе принимают участие дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги и родители.

Алгоритм проведения «Клубного часа»:

  • 1этап – подготовительный;
  • 2этап – практический;
  • 3 этап – рефлексивно-оценочный.

Ресурсное обеспечение «Клубного часа»:

  • планы-схемы
  • сумочки
  • кружки красного цвета (Обозначают то, что вход в это помещение закрыт)
  • спокойная музыка.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

  • свободный.

Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

  • тематический

В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт» и т.д.;

  • деятельностный

В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, в одной группе «пекут пирожки», в другой – делают поделки и т. д.;

Предварительная работа

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди педагогов. А во вторую очередь среди родителей.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

  1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
  2. Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;
  3. Правила поведения детей во время «Клубного часа»:
  • «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»
  • «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»
  • «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми»
  • «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»
  • «Говори спокойно»
  • «Ходи спокойно»
  • «Возвращайся в группу по сигналу звонка»
  • «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»

Организационные моменты «Клубного часа».

Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам, например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

Порядок начала программы «Клубного часа».

Коллектив ДОУ определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».

Родители также могут принимать активное участие в «Клубном часе». На родительском собрании они заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Предварительная работа с детьми:

  • организуется дискуссия, во время которой дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать вовремя этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
  • обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;
  • объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
  • выдается план (карта, что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельности или творческий);
  • устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.

Проведение клубного часа.

После того, как правила «Клубного часа» оговорены и розданы план – схемы, дети ждут сигнал колокольчика и начинают движение.

По сигналу колокольчика дети выходят из группы, свободно передвигаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, отмеченные условным изображением, где для них организована образовательная деятельность.

Каждый ребёнок посещает те места, которые захочет, с учётом отведенного времени. В разных помещениях ДОУ организованы различные виды деятельности. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

Во время «Клубного часа» можно внедрять такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети подготовительных и старших групп с удовольствием будут играть с малышами в сюжетно-ролевые игры, разучивают песни, показывают сказки. Помогают воспитателю одевать малышей на прогулку.

Рефлексия.

После завершения «Клубного часа», все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча (электронная), включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

Обсуждаются такие вопросы:

- Где ребёнок был?

- Что тебе запомнилось?

- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?

- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми. А в последствии и с родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).

Не все дети могут соблюдать правила для этого вводится система «жетонов». Каждому ребёнку, на время «Клубного часа», выдаётся по три жетона, которые он кладёт в специально сумочку. Жетоны может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает жетоны перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. если у ребёнка забирают один жетон, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два или три жетона то следующий «Клубный час» ребенок пропускает.

Подготовила: Воспитатель группы №4 «Звёздочки»

Алексеева Вероника Дмитриевна.


За период с 14.11.23 по 14.12.23 гг. в нашем детском саду снова прозвучал звонок.

Клубный час, дети очень рады. Ведь можно заняться интересным делом. В какой-то группе можно сделать аппликацию "весёлый дружок", в младшей группе можно "поиграть игрушками, которыми играют малыши". А в старшей группе дети могут сделать аппликацию с элементами ваты. Могут найти новых друзей.
И так тема нашего клубного часа была "домашние животные". Дети рисовали, клеили и лепили домашних животных.
Ну, а так же общались со своими друзьями.


За период с 14.04 по 14.05 прошли такие клубные часы, как: "Свободный, тематический, деятельностный".

На каждый клубный час ребята идут с удовольствием ведь там их ждут разные задания и разные мастерские. Каждый педагог старается придумать что-то новое и что-то интересное. Дети знакомятся с новыми техниками рисования с разными видами аппликациями. А самое главное они находят новых друзей. И так в группе 4 дети научились делать таких весёлых пчёлок. А в группе 3 дети провели несколько экспериментов. ​В Капитошках дети подготовили сувенир для дедушек в честь победы.​ Так же дети провели весело время с Натальей Геннадьевной нашим музыкальным руководителем, они мастерили вертушки, вертолётчики рисовали. С Еленой Сергеевной дети весело играли с мячиками и разными физкультурными предметами.

Так же 12 мая прошёл завершающий клубный час.

Он прошёл в форме квест-игры.​ Дети получили письмо от лунтика. Он просил помощи у ребят, он хотел найти лето. И мы отправились на поиски лета. В конце игры когда дети прошли все станции их ждал сладкий сюрприз и красивое лето.


Клубный час "Космическое путешествие"

14 апреля у нас в детском саду прошел тематический клубный час. «Космическое путешествие»
В каждой группе была организована своя деятельность. Дети увлекательно провели время на протяжении 40 минут, дети успели сделать аппликацию «Звездная луна» так же делали пальчиковые космические ракеты. И потом играли с ними. В музыкальном зале дети смогли воплотить свои фантазии и рисовать много и не просто на обычном листочке, а на специально организованном месте на прозрачной плёнке. Детям включали космическую музыку, а еще дети проведи опыт и ощутили на себе невесомость неба. С помощью подручных средств дети сделали небо нежно голубого цвета.


Клубный час "Юные финансисты"

6 апреля в нашем детском саду прошёл тематический клубный час «Юные финансисты»
Воспитатели всех возрастных групп подготовили для детей задания. Были и герои. «Рубль» была организована ярмарка- выставка. Где детям в свободном доступе предлагалось что-то купить либо выгодно обменять. Так же детям предлагали различные игры дидактические «Что можно купить, а что нельзя» «Где хранятся деньги» Дети сделали кошельки для своих денег. С помощью техники оригами. Еще была организована сюжетно ролевая игра. «Банкиры» дети приходили в банк, стояли в очереди снимали деньги у операторов и так же получали карты. Дети узнали о истории монет, о деньгах, которые были у наших предков, рассмотрели деньги нашего времени.
В этом клубном часе приняли участие все воспитатели всех возрастных групп. У нас шесть групп. Дети провели время с пользой и закрепили все полученные знания ранее на этом клубном часе.


Отчёт "Клубный час" с 20.01 по 10.02.

За этот период, ребята познакомились с разными техниками рисования. С разными способами аппликации с использованием бросового материала. Так же научились играть в различные игры подвижные. Так, например, в группе «Капитошка» Научили детей выполнять поделку с помощью бросового материала. (шишки) в группе «Светлячки» детей научили рисовать ТАНК с использованием нетрадиционных техник рисования. Так же выполнили аппликацию «Машины»

Группа «Лучики» Играли с детьми в малоподвижные музыкальные игры «Раз, два, три» «У медведя во бору» «Снег, кутерьма, Здравствуй Зимушка-зима»   Познакомили детей с различными техниками рисования. (Ватные палочки, вата, штамп) Лепили пластилином «Животные в лесу» В свободный клубный час, дети играли им включали музыку, играли в игры. Так же с детьми сделали замечательные часы с изображением динозавров и разными другими героями.

В группе «Звёздочки»  с детьми играли в футбол. Создавали объемные аппликации с изображением птичек.  Создавали различные поделки с использованием бросового материала. «Машины» « Зима» и т,д. В свободный клубный час, детям предлагали разные настольные игры, конструктор и т,д

 В группе «Медвежата» На протяжение всех клубных часов детям включают музыку, и творят.

Учат детей создавать объемные игрушки.  Рисуют по собственному замыслу, рисуют по образцу, по темам проекта. Детям предлагают различные игры, настольные напольные игры. Играют в малоподвижные игры.

В группе «Фиксики» дети рисовали и создавали аппликации по темам «Птицы» После создавали большой общий макет « Жизнь птичек в лесу» Каждый ребенок поучаствовал в этой работе. Так же детям предлагали сделать красивые часы с разными изображениями героев. В свободный клубный час дети играли, общались по интересам.

Елена Сергеевна инструктор по Физо провела для детей интересную эстафету «Зимняя олимпиада» Дети познакомились с хокейным спортом, научились играть в него. Так же детям включали мультфильм в большом зале.

Наталья Геннадьевна провела для детей занимательные опыты со снегом. Материала было очень много (Пипетки, краски, ложечки,) Детям было очень интересно. Так же были настольно печатные игры.


Январь 2023 г.

Январь 2023 года, начался с увлекательного Клубного часа.

13 января в пятницу в нашем детском саду прошли Святки, Колядки. Организаторами этого развлечения для детей стали, педагог-психолог Ольга Николаевна, музыкальный руководитель Наталья Геннадьевна.

На протяжении 40 минут дети увлечённо танцевали под русско-народною музыку, зачитывали колядки различные и получали угощение. Поиграли в несколько игр. «Каравай» «Синий платочек» Далее дети соревновались между собой в колядках и танцах. Конечно же за угощения.

Перед тем как провести наш клубный час. Воспитатели наших групп, проводили беседы- рассуждения «Старый новый год» «Рождество» «Колядки» и дети решили стряпать «Рождественские печенья» И, конечно, мы с удовольствием им в этом помогли.  После того как мы постряпали печенье, мы их украшали разными посыпками, сгущенкой и т, д.  Накануне празднования Колядок, мы с ребятами договорились нарядиться в разные костюмы.


Декабрь 2022г.

Клубный час.

(Отчёт за месяц. За период с 14 ноября по 14 декабря)

3 клубных часа.

Описаны деятельностные и свободный.

Каждую пятницу в нашем детском саду проходит Клубный час. 

И так вашему вниманию предлагаю коллажи. На которых, мы можем увидеть деятельность педагогов, деятельность детей.

И так в каждой группе была своя творческая тема.

Группа «Капитошка» научила ребят составлять осенний натюрморт из листьев. Видеть красоту нашей природы. Видеть яркие красочные цвета, ребятам было очень интересно, работать с бросовым материалом.

А группа «Светлячки» подарила ребятам возможность, почувствовать себя настоящими ученными, позволили им провести несколько опытов с водой. Продемонстрировали несколько свойств воды, дали возможность самим управлять таким процессом. Детей очень завлекает экспериментирование, когда можно что-то перелить, где-то насыпать соли к примеру, и посмотреть, что станет с водой, сделать выводы.  А для того что бы, все яркие моменты жизни наших дошколят можно было сохранить, наши воспитатели группы «Лучики» научили детей создавать рамочки для фото. Дети использовали различный бросовый материал, и весь доступный материал. Краски, клей, гуашь. Дети творили по своему желанию и по своему замыслу. А для сохранения творческого момента, для детей включалась спокойная музыка.

Педагоги группы 4 «Звёздочки» предложили детям создать «флаг России» для этого они использовали бросовый материал и обычную цветную бумагу. Детей очень привлекает патриотическое воспитание, дети гордятся тем, что знают из каких цветов состоит наш флаг. Так же дети предложили внести новшество, сделали флаг Украины. Так же детям, предлагалась игра по патриотическому воспитанию «Символика России»

Далее дети проследовали в группу 5 «Фиксики» там ребят ждало волшебное путешествие «В морской мир» дети творили, рисовали вырезали и наклеивали. Работали в коллективе, и создали необыкновенный коллаж. «Морские тайны» После путешествия по морю. Детям предложили перевоплотиться в художников. И нарисовать «Зимний пейзаж».

Воспитатели с группы «Медвежата» научили ребят создавать пейзаж, но не просто нарисовать красками, а использовать максимум материала. Бросового материала, природного.

Так же дети смогли по-настоящему посоревноваться, наша Елена Сергеевна, устроила для детей настоящею эстафету. Дети весело и активно провели время. 

В свободный клубный час, дети спокойно ходят. Встречают своих подруг друзей и общаются по интересам. Воспитатели стараются подобрать игры настольные, дидактические, напольные по интересам детей.

В декабре воспитатели подготовили для детей, новые интересные занятия.

Группа «Светлячки» активно начала подготовку к Новому году. Они познакомили детей с традициями празднования Нового года, и с техникой изготовления новогодней игрушки. Дети с удовольствием сделали игрушку и с нетерпением ждут Новый год, чтобы эта игрушка смогла украсить их ёлочку.

Группа 3 «Лучики» продолжила тему «Праздника» Педагоги научили детей создавать «Карнавальную маску» Так же они рассказали для чего она нужна, и из чего можно её сделать.

В группе 4 «Звёздочки» объявлена акция «Накорми зимующих птиц» Татьяна Геннадьевна, вместе с детьми сконструировали птиц «Зимующих» Так же поговорили, какие они зимующие птицы? Как за ними ухаживать? После клубного часа, Воспитатели вместе с детьми накормили птичек, на прогулке.

Группа 5 «Фиксики» предложила детям стать, археологами провести раскопки….Детей очень интересует тема динозавров, они активно приняли участие в раскопках и создали объёмную модель. «В мире динозавров»

Группа 6 «Медвежата» предложила детям освоить технику Оригами. Воспитатели создали уютную лесную атмосферу с использованием музыки. И показали несколько вариантов складывания бумаги, в итоге ребята получили отличных лесных друзей. 



19 Марта темой активной социализации детей стал "Творческий Клубный час".

Детям был предложен следующий маршрут: Группа "Смешариков" предложила изготовить полезные поделки, которыми стали игольницы и карандашницы, группа "Звездочки" подготовили полюбившееся детям оригами, в подготовительной группе "Лучики" прошел мастер класс по росписи матрёшки, где двое детей из этой группы выступили волонтёрами, сами встречали детей других групп, рассаживали их и предлагали на выбор материалы для творчества, вообщем полностью контролировали весь процесс. В спортивном зале детям был предложен самомассаж с релаксирующей музыкой, для этого были использованы различные коврики для босохождения, массажеры для рук, спины и стоп.

12 Марта был проведен "Клубный час" на улице. Тематика "Квест-Масленица".

Дети двух подготовительных групп столкнулись с проблемной ситуацией - "У куклы Масленицы потерялись все блины, а без них праздник с весёлыми играми начаться не может". Для решения этой проблемы дети отправляются на поиски блинчиков по площадкам младших групп, где за правильно отгаданные загадки получают блины. После того как пропажа была возвращена масленице начались долгожданные масленичные игры: Полёт на метле, гонки на санках, прыжки в мешках, бой подушками. Все дети остались довольны, о чём можно судить по положительным высказываниям ребят на рефлексивном круге, который прошел уже в группе. в уютной и спокойной обстановке.

"Клубный час" - "Дети любят рисовать"

В каждой группе были предложены различные техники рисования, такие как: кляксография, монотипия, рисование нитями, просто раскраски. А вот в спортивном-музыкальном зале была организована - "Галерея художников", где дети смогли воплотить свои идеи в рисунке.

Свободный "Клубный час"

Дети перемещаются по детскому саду, посещая другие группы и помещения, организуют общение по интересам. Самым посещаемым, в этот раз, оказался спортивный-музыкальный зал, где проходила дискотека. Остальные дети предпочитающие более спокойные занятия предпочли посещение группы, где смогли изготовить открытки-валентинки.